«Говорить, что отсутствие употребления алкоголя – это самое полезное для здоровья, это причуда»
Мигель Анхель Мартинес — отважный учёный. Алкоголь никогда не подвергался такой демонизации, как сейчас. Его потребление связано с более чем 200 заболеваниями, включая несколько типов опухолей, и ежегодной смертью трех миллионов человек в мире. Научный консенсус постановил, что оно вредно с первой капли для нашего мозга или печени, ухудшает память, приводит к ожирению, старению… Не спасает даже знаменитый бокал красного вина во время еды, который некоторые кардиологи осмелились рекомендовать людям. . их пациенты.
В мире здоровья больше нет места потворству. Или, по крайней мере, на данный момент. Ученый, наиболее известный своими исследованиями средиземноморской диеты, решил пойти против течения. Возможно, потому, что ему трудно искоренить один из самых глубоко укоренившихся в Южной Европе диетических обычаев, который он так много изучал. Он является инициатором исследований Predimed и Predimed plus, исследований, которые превратили средиземноморскую диету в золотой стандарт питания, поскольку было доказано, что она снижает риск рака и сердечно-сосудистых заболеваний.
Этот профессор общественного здравоохранения Университета Наварры и приглашенный профессор Гарварда не боится выходить за рамки нормы. Он считает, что дебаты о бокалах для вина еще не полностью закрыты, и хочет ответить на еще не выясненные вопросы: Вреден ли алкоголь в любой дозе? Могут ли медицинские рекомендации поддержать умеренное потребление по сравнению с полным воздержанием? Всегда ли нулевое потребление полезно для здоровья? Чтобы ответить на них, он предложил амбициозное расследование, в ходе которого он хочет привлечь 10 000 испанских добровольцев-пьющих в возрасте от 50 до 75 лет, за которыми он будет следить в течение четырех лет. В исследовании Unati компьютерная система случайным образом решает, какая часть исследования будет назначена, как это делается в других исследованиях для определения эффективности нового препарата. Половине будет рекомендовано воздерживаться, а остальным — пить умеренно. Это крупнейшая научная инициатива, направленная на борьбу с употреблением алкоголя. Европейский Союз профинансирует проект за счет гранта ERC, одного из самых мощных научных грантов как с точки зрения финансовых ресурсов, так и с точки зрения престижа.
— Во избежание каких-либо интерпретаций с самого начала разговора, не подвергаете ли вы сомнению опасность алкоголя?
— Нет-нет, конечно нет. Очевидно, что алкоголь представляет собой основной фактор риска до 35-40 лет. В Испании у нас один из самых высоких уровней потребления, и ситуация прискорбна, потому что, особенно среди молодежи, существует тенденция к чрезмерному потреблению, помимо еды и, прежде всего, дистиллятов, обычай, очень далекий от нашей средиземноморской модели. В этом возрасте рекомендуется полное воздержание. Думаю, ведутся споры о том, так ли оно вредно для умеренно пьющих людей старше 40 лет, которые всю жизнь выпивают бокал вина во время еды и не допускают эксцессов. Их также считают воздержанием от курения самым здоровым вариантом, поскольку считается, что возможная польза для здоровья сердечно-сосудистой системы перевешивается другими рисками, такими как рак. Но есть и твердые голоса, которые считают, что умеренное потребление позволит снизить смертность, улучшить здоровье сердечно-сосудистой системы и снизить риск развития диабета, чем у трезвенников.
— Как определяется умеренное защитное потребление?
—Защита может заключаться в употреблении алкоголя, столь тесно связанного с нашей средиземноморской диетой. Эта модель состоит из небольшого потребления красного вина, которое имеет наибольшую пользу благодаря своим антиоксидантным и противовоспалительным соединениям, а также сопутствующего приема пищи, который распределяется в течение всей недели или даже в какой-то день, когда его употребляют. не потреблять. Токсичность алкоголя различается для мужчин и женщин, но допустим, что выпивание трех бокалов вина в день никому не пойдет на пользу.
— В то время, когда почти нет медицинских работников, защищающих пользу вина, вы задаетесь вопросом, а что, если бы они были? Вы не боитесь критики?
— Один из самых умных парней, которых я знаю в Гарвардском университете, Альберто Ашерио, ученый, который связал вирус Эпштейна-Барра с рассеянным склерозом, сказал мне, что я поступил очень смело, когда рассказал ему о своем проекте. Но не только из-за критики, но и потому, что мы осмелились провести исследование такого масштаба, и потому, что то, что мы говорим, что знаем, распространится по всему миру.
-Ты пьешь?
— Да, я почти каждый день выпиваю бокал красного вина. Но я получаю меньше семи стаканов в неделю.
— Хотите продемонстрировать, что такое потребление в рамках здорового питания является приемлемым?
— Я учёный, я исхожу не из какой-то идеи, а только из агностицизма. Я делаю тест, потому что хочу знать, и потому что эта дискуссия поставила в тупик подавляющее большинство врачей, врачей, которые на своих консультациях встречают пациентов, которые не являются алкоголиками, не напиваются и не теряют контроль, но которым это нравится. бокал вина во время еды. А врачи не знают, что порекомендовать. Стало модно говорить, что отсутствие употребления алкоголя – самое полезное для здоровья, но это мода, научных подтверждений этому нет. Знаете ли вы, какое крупнейшее рандомизированное исследование воздействия алкоголя? В исследовании приняли участие всего 224 добровольца, за которыми наблюдали в течение двух лет. 70 процентов населения Европы употребляют алкогольные напитки, а самое крупное исследование основано всего на паре сотен случаев. Однако, чтобы оценить эффективность нового препарата, который будет использовать менее 1 процента населения, на тысячи пациентов тратятся миллионы евро. Это парадоксально, вам не кажется? Это одна из моих мотиваций для написания эссе.
«Рекомендация о нулевом употреблении алкоголя основана на двух исследованиях и одном предположении. В крупнейшем исследовании зарегистрировано 224 случая »
— Разве за голосами, призывающими ни при каких обстоятельствах не употреблять алкоголь, нет никакой науки?
— Эти утверждения основаны на двух исследованиях и одном предположении. Одним из них является «Глобальное бремя болезней», финансируемое Фондом Гейтса и опубликованное в журнале «The Lancet» в 2018 году. Это гигантское исследование, проведенное в 195 странах, в котором, среди прочего, оценивается потребление алкоголя. Отсюда в 2018 году был сделан вывод, что лучшая доза алкоголя — нулевая и с его употреблением связано более двухсот заболеваний, но на самом деле это вывод редакционной статьи другого автора. Любопытно, что редакционная статья была распространена больше, чем данные, полученные самой исследовательской группой. Четыре года спустя, в 2022 году, та же научная группа опубликовала в том же научном журнале, что риск употребления алкоголя зависит от возраста, пола и географического распределения. Говорят, что с 40 лет идеальный вариант — выпивать по бокалу вина через день, и это лучше, чем быть трезвенником. Этот вывод не получил такой же волны распространения в СМИ, как первый комментарий.
— Но это не единственное исследование, демонизирующее алкоголь.
— Другое крупное исследование принадлежит исследователю китайского происхождения из Оксфордского университета, который разработал работу с базой данных нескольких тысяч человек в Китае, которые вместо того, чтобы спрашивать людей, сколько они пьют, спрашивали их гены, потому что гены, теоретически , не лги. Но это было неэффективно. Прогнозы, основанные на генетической информации, очень плохи и очень изменчивы. И это исследование, и исследование Фонда Гейтса оказали большое влияние, но существует также более ста традиционных эпидемиологических исследований, которые показывают, как средиземноморская диета теряет эффективность, если вы откажетесь от ежедневного стакана красного вина. В Греции это подтвердили в исследовании с участием 22 000 греков. Сначала они увидели, что это действительно помогает снизить смертность. Затем они задавались вопросом, что произойдет, если из этой диеты исключить бобовые, мясо, фрукты, вино… Больше всего оно потеряло при исключении вина, чуть более 20 процентов защиты от преждевременной смертности. За счет исключения других продуктов было потеряно всего 12-13 процентов. Мы также подтвердили это в исследованиях Predimed и Predimed plus.
— Зачем тогда новые исследования?
— Потому что это выводы, сделанные на основе математической модели, и потому что существуют очень серьезные мнения экспертов в области общественного здравоохранения, которых я очень уважаю, которые говорят, что лучше всего не употреблять алкоголь и что этот совет пить вино в умеренных количествах — это коммерческий маневр. алкогольной промышленности. Но есть и другие, которые видят в этом пользу и заслуживают такого же уважения с моей стороны.
«Я очень уважаю экспертов, которые считают, что умеренное потребление — это коммерческий маневр, а также тех, кто видит преимущества».
— Вино укоренено в нашей культуре, но это все равно алкоголь. Почему оно защищает?
— Этанол — это молекула, которая есть во всех алкогольных напитках. Вино, особенно красное, обладает антиоксидантными и противовоспалительными свойствами. Но самое главное — это структура потребления. Точно так же, как средиземноморская диета – это не только оливковое масло первого отжима, но и чудесное сочетание употребления в пищу фруктов, овощей, бобовых, орехов, масла… Все это в гармоничном сочетании предотвращает инсульт, инфаркт и раннюю смерть. Если его употреблять во время еды, следует избегать крепких спиртных напитков, его не запивать, как это делает большинство молодых людей… эффект этанола меняется, это то, что мы называем модификатором эффекта.
— Мы все лжем. В ходе клинических испытаний лекарства легко узнать, принимали ли вы его. Как вы контролируете, выпил ли кто-то больше или меньше и как он это сделал?
— Это запланировано. Мы будем использовать метод, который позволит нам оценить потребление алкоголя независимо от того, что нам говорят добровольцы, участвующие в исследовании. Это возможно с помощью анализа волос. Кератинизированные ткани, такие как волосы и ногти, являются ключом к пониманию.
Они ищут 10 000 добровольцев, которые употребляют более трех алкогольных напитков в неделю и менее 70, в возрасте от 50 до 70 лет для мужчин и от 55 до 75 лет для женщин. Критериев исключения немного, за исключением продолжающегося серьезного заболевания. Идея состоит в том, чтобы набрать обычных пациентов, которых семейный врач будет принимать в медицинском центре. Все желающие принять участие могут зарегистрироваться на сайте https://medpreventiva.es/4nYpsd. Те, кто примет участие, будут случайным образом распределены, чтобы вести их к воздержанию или умеренному потреблению. Целью всех пациентов всегда будет снижение потребления в рамках так называемой средиземноморской модели потребления, то есть в качестве дополнения к еде, а не в качестве психоактивного препарата. Будет получен индекс сердечно-сосудистых событий, рака, смертности от любой причины, заболеваний печени, депрессии, деменции, диабета 2 типа, туберкулеза или других серьезных инфекций, требующих госпитализации. Таким образом, дискуссия может быть решена после анализа результатов.Кто будет участвовать?
Стратегия сокращения потребления
Чего добиваются этим исследованием
— Тот, кто пьет вино, обычно пьет и другие виды алкоголя.
— Да, и это очень усложняет нашу работу. При таком расследовании необходимо учитывать множество факторов. Я хочу прояснить, что цель исследования — помочь пациенту сделать потребление алкоголя более здоровым, всегда снижать его. Весь упор делается на сокращение: если вы пьете много пива, вас познакомят с безалкогольными альтернативами, если вы пьете джин-тоник, то поменяете его на безалкогольный джин… Мы сможем давать все подобные советы во время судебного разбирательства, такие рекомендации, которые семейный врач не успевает дать на консультации.
— Не напоминает ли вам эта концепция снижения вреда от алкоголя опасные послания табачной индустрии с вейпингом?
— Да, возможно, что-то похожее. В некоторых публикациях я критиковал стратегии снижения вреда, поскольку они могут быть мотивированы коммерческими интересами. Но здесь есть существенная разница. За долгую историю эпидемиологических исследований табака никогда не приписывалась польза табаку. С другой стороны, многие традиционные эпидемиологические исследования обнаружили пользу для здоровья, связанную с умеренным и, прежде всего, низким потреблением алкогольных напитков. В этом случае снижение вреда может быть подходящей стратегией. Мы не знаем. Нам нужны самые веские научные доказательства, поэтому мы проводим расследование.